заказать звонок

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ И НАВЫКИ

 

ОБУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ И НАВИКАМ

 

1. Бизнес-образование и навыки предпринимательства.
 
 
Сегмент оценивается в 7,2 млрд руб. в год. Средний чек, по нашей оценке, составляет 34,5 тыс. руб.

Карта мотивации крайне разнообразна, но лидирует желание выучиться с целью открыть собственный бизнес или начать оказывать частные услуги. Менее распространено, но также востребовано обучение отдельным базовым навыкам ведения бизнеса для продвижения по службе. В 60% случаев предпочитают краткосрочное обучение до двух недель. Продолжительное обучение в сегменте востребовано крайне редко — только в 8% случаев.

Существенную долю в коммерческой части рынка бизнес-образования занимает ниша MBA. По оценке аналитиков РБК, в 2018 году российский рынок MBA оценивался в 3,3 млрд руб. при среднегодовых (за последние пять лет) темпах роста не более 2% (однако +2,5% к 2017 году), причём даже такие скромные показатели динамики были достигнуты путём увеличения цен на услуги бизнес-школ, которые и без того весьма высоки (чеки варьируются от 110 тыс. до 613 тыс. руб. за год обучения). РБК оценивал численность обучающихся в российских школах MBA в 2019 году в 7150 человек (доля корпоративнsх слушателей — 27%). Онлайн-сегмент рынка MBA при этом, согласно РБК, исчисляется 350 млн руб. в год (то есть порядка 6–7% от рынка в целом), но прогноз роста в этом случае более благоприятный. Прирост онлайновой аудитории составил в 2018 году +33,5% к 2017 году, однако прогнозы динамики онлайн-сегмента в денежном выражении в отчёте РБК отсутствуют. Рынок бизнес-образования в онлайне колеблется в районе отметки 800 млн руб. в год (порядка 11% от рынка).

2. Дизайн (интерьерный, предметный, графический, веб-дизайн, декор и пр.).

Сегмент оценивается в 4,9 млрд руб. Средний чек за обучение составляет порядка 42 тыс. руб.

Основные цели — обучение отдельным навыкам в рамках своей профессии; обучение дизайну для себя, ≪для удовольствия≫. В 30% случаев обучение длилось меньше недели (вероятнее всего, подразумевались такие навыки, как создание презентаций, редактирование фото и иллюстраций и т.п.); на противоположном полюсе около четверти обучавшихся (26%), которые занимались не менее трёх месяцев, а в 19% случаев — больше полугода; ну а в 22% случаев обучение длилось две-четыре недели.

За счёт сравнительно высокой доли обучавшихся на длительных программах среднее время обучения составило 19 часов в неделю, включая выполнение домашних заданий (в 30% случаев домашние задания предполагались). По нашей оценке, суммарно почти 60% аудитории использовали интернет в образовательных целях, тогда как доля платящих за образовательные услуги в онлайне студентов от рынка в целом составила 22%. Онлайн-сегмент рынка оценивается в 2 млрд руб. в год (40% от рынка).

3. IT, анализ данных, информационная безопасность и смежные области.

По результатам 2019 года, мы оцениваем рынок дополнительного обучения в сфере IT и смежных областях в 4,9 млрд руб.

Сравнительно низкая ёмкость рынка обусловлена скромной долей платящих пользователей: только 19% от всех обучавшихся в 2019 году, согласно нашим данным, платили за обучение. Мы полагаем, что львиная доля рынка сосредоточена в сегменте высшего профессионального образования, тогда как на сегмент ДПО приходится существенно меньшая доля слушателей. По очевидным причинам краткосрочное обучение здесь не так эффективно: доля учившихся непродолжительное время (до четырёх недель) в этом сегменте на 8 пп. выше, чем в среднем по рынку дополнительного обучения, вместе с тем востребованность длительных обучающих циклов (от полугода) на 9 пп. выше средних значений. В то же время мы прогнозируем высокие показатели удержания слушателей в сегменте: больше 50% учившихся выразили твёрдое намерение продоkжать обучение по этому направлению. Доля коммерческого онлайна оценивается в 15% от аудитории сегмента, ёмкость же онлайн-сегмента рынка с учётом высоких средних чеков за обучение и продолжительности обучения в онлайне составляет 2,2 млрд руб. в год (45% от рынка).
 

«МЯГКИЕ» НАВЫКИ: ХОББИ, ДОСУГ, ТЕХНИКИ ЛИЧНОСТНОГО И ДУХОВНОГО РОСТА

 

1. Творчество (искусство, живопись, фотография, музыка, рукоделие и т.д.).
 
 
Величина сегмента оценивается в 7,2 млрд руб. в год.

С учётом сравнительно малой доли платящих пользователей (18%) и относительно низких средних расходов ёмкость рынка находится ниже ожидаемых значений. Более чем в половине зафиксированных случаев провайдерами услуг в этом сегменте являются специализированные частные школы и бюджетные образовательные учреждения (музыкальные, художественные и т.д.). Доля охвата аудитории системой коммерческого онлайн-обучения и вовсе составляет 3% рынка — и вместе с тем 52% (!) обучавшихся используют интернет в образовательных целях. Как итог, коммерческая оценка онлайн-сегмента — в пределах 400 млн руб. в год.

2. Психология и отношения.

Ёмкость рынка в денежном выражении составляет 5,1 млрд руб.

Доля платящей аудитории довольно низка — в пределах 15%; средний чек — около 29,7 тыс. руб. в год в среднем по выборке и 8,8 тыс. руб. в онлайне (по данным ≪Нетологии≫ и сервиса ≪Яндекс.Кассы≫).

Основные цели обучения — научиться разбираться в людях, расширить кругозор, обучение для удовольствия, творческая реализация. Однако каждый пятый изучавший психологию и отношения вместе с тем преследовал более прагматические цели — освоение навыков для работы и в редких случаях получение профессии. Продолжительность обучения разнообразна. В 28% случаев обучение длилось более полугода. Обучение психологии реализуется преимущественно в офлайне (на курсах при вузах или в специализированных частных школах). Доля платящей интернет-аудитории крайне мала — около 4,5%. Онлайн-контент вообще оказался мало востребован в рассматриваемом направлении — не более четверти слушателей использовали его в образовательных целях. Долю онлайн-сегмента в денежном выражении мы оцениваем примерно в 350 млн руб. в год.

3. Красота и уход за собой (включая обучение соответствующим профессиональным навыкам).

Сегмент оценивается в 3,4 млрд руб. по итогам 2019 года.

Средние расходы на обучение в год составили 18 тыс. руб. (причём верхняя граница среднего чека находится на отметке 22,8 тыс. руб.). Среднегодовой оборот пользователя в онлайне, по различным оценкам, составляет 5,0–7,7 тыс. руб.

Столь существенная разница в расходах слушателей на обучение объясняется тем, что желающие получить профессию (6%) или навыки в профессии (16%) чаще учатся в офлайне (особенно если речь идёт о парикмахерских курсах, курсах маникюра, курсах визажистов и пр.), где цены на образовательные услуги выше. Не менее 20% учились в частных школах и образовательных учреждениях СПО, а в 22% случаев проходили офлайновые занятия с преподавателем. Доля платного обучения колеблется в пределах 30%. Онлайн-аудитория достигает порядка 45% (это те, кто пользовался в процессе обучения онлайн-контентом либо проходил весь цикл обучения в онлайне), долю охвата коммерческими услугами мы оцениваем в 21%, что в пересчёте на всю аудиторию сегмента составляет не более 10%, то есть порядка 350 млн руб. по результатам 2019 года.

Если добавить к коммерческому обучению на открытом рынке обучение корпоративное, а также бесплатное от производителей, то образовательные услуги для косметологов, парикмахеров, мастеров по маникюру, массажистов, вместе взятых, складываются в сумму порядка 2,0–2,5 млрд руб. Половина рынка приходится на Москву, половина более или менее ровно распределена в стране.

4. Духовные практики и личностный рост.

Рынок оценивается в 2,2 млрд руб. по результатам 2019 года. По данным сервиса ≪Яндекс.Кассы≫, среднегодовой оборот учившегося в этой категории составил около 8,7 тыс. руб. в год.

При высоких показателях востребованности такого обучения доля платящих клиентов одна из самых низких — 17%. Показатель проникновения онлайн-обучения (в виде онлайн-контента, онлайн-курсов, дистанционного обучения с преподавателем) равен 34%, но доля активных онлайн-слушателей от всей аудитории составляет только 10%. Онлайн-сегмент оценивается в 250-300 млн рублей.

Обучение в большинстве случаев носит непрагматический характер: творческая реализация, рост (24%), учёба для удовольствия (20%) или получения знаний общего характера (13%); заметно реже — в 11% случаев — получение практических навыков. В основном, обучение либо имеет минимальную продолжительность (у 31% — меньше недели), либо, напротив, длится долго, вероятно, превращаясь в лайфстайл-практику (у 24% — больше полугода).

Важнейшее свойство обучения ≪мягким≫ навыкам — комплиментарность. Это значит, что обучение, как правило, не ограничивается одним курсом: например, те, кто изучает навыки личностного роста, осваивают и психологию, сочетают практики духовного роста с заботой о здоровье или прикладными творческими навыками.

5. Спорт, питание, здоровье.

Рынок навыков поддержания физической формы, практик здорового питания и здорового образа жизни оценивается суммарно в 3 млрд руб. Доля платящих потребителей лишь 13%, расходы на обучение — в среднем 7,7 тыс. руб. Доля пользователей онлайна в образовательных целях составляет 41%, однако показатель коммерческого охвата онлайн-аудитории не превышает 3,5%. Сегмент оценивается в 300 млн руб.

Основные провайдеры образовательных услуг (платных и бесплатных) в нише — онлайн-провайдеры образовательного контента, включая авторские курсы, — на них приходится 28%; 22% — курсы в частных школах, обучающие мероприятия в образовательных учреждениях; индивидуальные занятия с репетитором/специалистом — 17%.

Как и в других ≪мягких≫ нишах, здесь выражена гендерная диспропорция: 70% обучавшихся в 2019 году — женщины. Целевой аудиторией рынка являются либо безработные (в том числе пенсионеры), либо предприниматели.

6. Педагогика, воспитание детей.
 
 
Небольшая ниша ≪мягких≫ навыков. По нашей оценке, её объём исчисляется суммой в пределах 300 млн руб. в год.

В большинстве случаев востребовано изучение точечных практических навыков (52%), у 74% учащихся образовательный цикл длится не более двух недель. Доля проникновения платного онлайна — на уровне 10%. 90% аудитории сегмента — женщины; в 42% случаев студент — современный специалист, в 21% — технический исполнитель, ещё 13% — пенсионеры.

Часть наших расчётных показателей ёмкости сегментов в ≪мягких≫ нишах сообразуется с оценками игроков рынка, в первую очередь GetCourse, часть ощутимо расходится с ними. Это связано, с одной стороны, с разницей в типологии рыночных ниш и принципах их вычленения, с другой — с разночтениями, чем ограничивается круг ≪мягких ниш≫.
 
Источник: cls-ims.com